
Алиф - ТВ "Ислам и семейная психология. За и против".
ПАВЛОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
заведующая кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета "Социальная психология";
старший научный сотрудник Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социо-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.
ученая степень: кандидат педагогических наук (диссертация по теме «Формирование коммуникативной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи», МПГУ, 1998)
ученое звание: доцент по кафедре социальной психологии
академическая степень: магистр теологии (2020), ЧУ ВО «Российский исламский институт», диссертация по теме «Психологические аспекты исламской теологии: теория и практика»
уровень образования: высшее, специалитет, Московский педагогический государственный университет, дефектологический факультет (1993)
наименование направления подготовки или специальности: Дошкольная коррекционная педагогика и специальная психология
приглашенный профессор: Академия «Болашак» (Караганда, Казахстан, 2019); Индонезийский исламский университет (Джокьякарта, Индонезия, 2019-2020)
Данные о повышении квалификации или профессиональной переподготовке:
• ФГБОУ ВО МГППУ, Анализ данных психологических исследований и подготовка их к публикации (2022, 32 часа)
• ФГБОУ ВО МГППУ, Теория и практика психологического консультирования в профессиональной деятельности (2021, 72 ч.).
• ЧУ ВО «Российский исламский институт». «Духовно-ориентированная педагогика и психология» (2020, 72 ч.).
• ЧУК «Еврейский музей и центр толерантности». Интерактивные методы профилактики ксенофобии и экстремизма среди детей и молодежи «Безопасный мир»» (2019; 24 ч.)
• СПбГУ, Coursera. «Ислам: история, культура, практика» (2019)
• ЧУ ООВО МИИ и ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова. «Государственно-конфессиональные отношения» (2016; 80 ч.)
• МГППУ. «Межкультурный тренинг: технология разработки и проведения» (2015; 16 ч.)
• СПбГУ при участии ДУМ РФ. Программа "Классические мусульманское богословие как фактор профилактики радикализма и экстремизма" (2015; 72 ч.)
• МГППУ. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей "Образование и педагогика" (2015; 72 ч.)
• МГППУ. Программа повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" (2014; 72 ч.)
• Ленинградский областной институт развития образования. Программа "Развитие социальных компетенций старших дошкольников средствами международной программы "Друзья Зиппи" (2014; 24 ч.)
• ИЭА РАН; ГБУ «Московский дом национальностей», программа «Государственная национальная политика и межэтнические отношения в РФ» (2012)
• МГУ им. М. В. Ломоносова, свидетельство о повышения квалификации по специальности «Психология» (2008; 340 ч.)
• МОСУ. «Психология индивидуальности; теория и практика психодиагностики» (2007; 72 ч.)
• Зарубежная стажировка в объеме 180 часов в Королевстве Марокко в университете Абдельмалика Ассади на факультете теологии (г.Тетуан) по программе «Арабский язык и марокканская культура» с 11 июля по 07 сентября 2016 г.
общий стаж работы: 29 лет
стаж работы по специальности: 27 лет
награды, премии, звания:
• Победитель (I место) Всероссийский интернет-конкурса «Что я знаю об Ингушетии и ингушах» (Республика Ингушетия, 2012),
• Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года, проводимый Фондом развития отечественного образования (Сочи) за монографию «Ингушский этнос на современном этапе: черты социально-психологического портрета» (2013)
• Благодарность Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина за развитие сотрудничества между ЦРО ДУМ РФ и ФБГОУ ВО МГППУ в сфере реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников духовных образовательных организаций, религиозных деятелей, сотрудников духовных управлений мусульман по направлению «Государственно-конфессиональные отношения»
Достижения:
• Председатель правления Ассоциации психологической помощи мусульманам
• Эксперт ООН в сфере образования в области психологии, социальной психологии, этнопсихологии, межкультурной коммуникации, психологии ислама и мусульман
• Член экспертного совета Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных учреждениях РФ
• Член Международной Ассоциации психологии религии (Membership of the International Association for the Psychology of Religion (IAPR)
• Член Международной Ассоциации исламской психологии (Membership of the International Association of Islamic Psychology)
• Член Международной Ассоциации Мусульманских Психологов (International Association of Muslim Psychologists)
• Член Русского религиоведческого общества
Участие в редакционных коллегиях научных журналов:
• Член редакционной коллегии международного научного журнала Mental Health, Religion & Culture
• Член редакционной коллегии международного научного журнала Psikohumaniora: Jurnal Penelitian Psikologi
• Член редакционной коллегии международного научного журнала The International Journal of Islamic Psychology
• Заместитель главного редактора журнала «Minbar. Islamic Studies»
• Член редколлегии журнала
• Главный редактор журнала «Ислам: личность и общество»
Гранты:
• РГНФ № 13-16-77006: «Исследование социально-психологических особенностей чеченского этноса на современном этапе» (руководитель, 2013 г.)
• РГНФ № 15-06-10843 «Риски и ресурсы религиозной идентичности в современной России: кросс-культурный анализ» (исполнитель, 2015-2016 гг.)
• РФФИ № 19-013-00892. Интегративная социально-психологическая модель оценки и прогнозирования эффективности межкультурного взаимодействия (исполнитель, 2019-21)
• РФФИ № 17-01-00432-ОГН. Проблемы доверия и справедливости в традиционной культуре балкарцев (исполнитель, 2019)
• Научно-исследовательский проект ФГБОУ ВО МГППУ «Инструменты оценки межкультурной компетентности педагога» (исполнитель, 2019-20)
Научные интересы:
• Социально-психологические особенности народов Северного Кавказа;
• Психология ислама
• Межэтнические и межрелигиозные отношения
Читаемые дисциплины:
1. Введение в межкультурную коммуникацию в профессиональном взаимодействии;
2. Этнопсихология;
3. Этнопедагогика;
4. Психология религии;
5. Психология ислама;
6. Психологическая устойчивость;
7. Поликультурное образование
8. Кросс-культурные технологии психологического консультирования
Основные публикации:
монографии
1. Формирование коммуникативной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи (монография) / М.: МОСУ, 2007. - 96 с.
2. Психологическая диагностика толерантности студентов (статья в коллект. монографии) / Психологическая диагностика личностно-профессионального развития студентов в условиях социальных изменений: монография, М.: МОСА, 2008. - С. 186-203
3. Развитие позитивной идентичности в тренинге (статья в коллект. монографии) / Психотехнологии личностно-профессионального развития студентов: монография / под общ. ред. Л.С. Подымовой. – М.: МОСА, 2009. С. 32-39, 103-120
4. Воспитание толерантности через знакомство с культурой и традициями народов // Многообразие культур как основа толерантности (монография) / отв. ред. М.Г.Котовская: М. ИИЦ МГУДТ, 2010. С. 22-31
5. Ингушский этнос на современном этапе: черты социально-психологического портрета (монография). - М.: Форум, 2012. - 383 с. 1-е место во Всероссийском интернет-конкурсе "Что я знаю об Ингушетии и ингушах", посвященном 20-летию со Дня образования Республики Ингушетия
6. Чеченский этнос сегодня: черты социально-психологического портрета (монография). М. : Издательская группа «Сам Полиграфист», 2013. 558 с.
7. Психология: исламский дискурс. Москва : Ассоциация психологической помощи мусульманам, АНО НПЦ «Аль-Васатыя – умеренность», 2020. – 208 с.
Статьи
1. Обычай тугого пеленания детей на Северном Кавказе: история и современность // Культура и искусство. 2011, № 6. - С. 33-40.
2. Ценностные ориентации чеченцев и ингушей: источники и детерминанты // Культурно-историческая психология. 2012. №2. – C. 78-87.
3. Зачем нужны этнографические данные в психологической практике? // На перекрестке миграции: от теоретических моделей к практическим решениям. Сборник материалов четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития»: 25-26 октября 2013 г. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 78-79.
4. Об этнической, религиозной и государственно-гражданской идентичности чеченцев и ингушей // Социальная психология и общество, 2013. № 2. С. 119-136.
5. Язык в структуре этнической и релииозной идентичности чеченцев и ингушей // Социальная психология и общество, 2014. № 2. С. 27-39.
6. Павлова О.С. Психология ислама: институционализация научной дисциплины в российском контексте. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(1):169-181.
7. Павлова О.С., Семёнова Ф.О. Ценностные ориентации мусульманской молодёжи Северо-Западного Кавказа. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(2):361-374.
8. Pavlova O. The Values and Social Identity of Russian Muslims // Changing Values and Identities in the Post-Communist World. Edit. Lebedeva N., Dimitrova R., Berry J. Springer, 2018. P. 99-115.
9. Хухлаев О.Е., Александрова Е.А., Гриценко В.В., Константинов В.В., Кузнецов И.М., Павлова О.С., Рыжова С.В., Шорохова В.А. Идентификация с религиозной группой и этнонациональные установки буддистской, мусульманской и православной молодежи // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 71–82. doi:10.17759/chp.2019150308
10. Гриценко В.В., Хухлаев О.Е., Павлова О.С., Ткаченко Н.В., Усубян Ш.А., Шорохова В.А. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 103–113. doi:10.17759/jmfp.2020090111
выступления в СМИ:
• «Чеченцы очень мужественный и жизнелюбивый народ». Информационное агентство "Грозный-информ"
• "Мне долго снился Грозный…" Интернет-портал «Россия для всех»
• "Чеченский этнос: социально-психологический портрет". Радиостанция "Голос России"
• «Чеченские педагоги осваивают образовательную программу «Успех». Информационное агентство «Грозный-Информ»
• «Социально-психологический портрет кавказских этносов: ингуши». «Радиостанция «Голос России», программа «Твой выходной»
• Говорили о женщине. Не дожидаясь 8 Марта, участники конференции в Нальчике сделали женщину главным действующим лицом истории. Московский комсомолец.
• «Уникальность и разнообразие российских этносов – это главный ресурс развития страны». Интернет-портал «Кавказская политика»
• «Открывая сокровища Ингушетии». Об участии в международной конференции «Ислам в России и за ее пределами: история и культура общества». Информационно-аналитический портал Ингушетия Life
• «Чествование победителей интернет-конкурса «Что я знаю об Ингушетии и ингушах». Официальный сайт Республики Ингушетии
• «В Эгикале чествовали победителей интернет - конкурса «Что я знаю об Ингушетии и ингушах». Сайт правительства республики Ингушетия
• Ингушская община Санкт-Петербурга: прошлое и настоящее // Ежемесячная газета Аль-Минбар. 2015, № 3, № 4.
• Ислам и семейная психология. Алиф-ТВ
• Как не попасть в сети экстремистов? Русская служба Iran Russian Radio
• Традиционная модель семьи неизбежно трансформируется. Кавполит.
• Ольга Павлова — о вере без проблем. Российскими мусульманами всерьез займутся психологи. IslamNews
• Этнопсихолог: Невозможно быть крымским татарином и не быть мусульманином. Россия для всех.
Сведения о публикационной активности:
SPIN РИНЦ:4294-5915; 145666
ORCID: 0000-0001-9702-1550
Scopus AuthorID: 57214241674
ResearchGate: Профиль
ResearcherID: S-7590-2017
Google Scholar: Профиль
Репозиторий Psyjournals.ru: Профиль
Персональный сайт: https://pavlova-os.ru
E-mail: pavlovaos@mgppu.ru
os_pavlova@mail.ru