"Психология религии В.И.Мамлеева." - Д.С.Дамде
Аннотация.
В статье анализируются взгляды психолога В. И. Мамлеева (1902–1943) на природу религии. Рассматриваются основные элементы его концепции — критика зарубежных теорий (в частности, Л. Леви-Брюля и З. Фрейда),разграничение религиозной идеологии и религиозной психологии, представления о бессознательном и его влиянии на религиозные представления, а также проект исследования деконверсии — и указывается, какие из них в дальнейшем были востребованы советской психологией религии. Таким образом, ученый вписывается в определенную традицию отечественного религиоведения. Наиболее значительное место в теоретическом наследии В. И. Мамлеева занимает критика западных религиоведческих подходов, которые он классифицирует поряду оснований. Этому аспекту в статье уделяется особое внимание и пока-зывается, какие моменты его критики могут оцениваться как рациональные(неправомерность некоторых обобщений психоаналитиков, неисторичность теорий Леви-Брюля и Фрейда и т. д.), а какие связаны с идеологическими установками ученого (например, идеи о классовой обусловленности и идеалистическом характере зарубежных теорий, их «буржуазном» характере). Такое разграничение представляется важным в контексте истории гуманитарных исследований в СССР 1920-х гг. В ходе работы над статьей привлекались редкие и архивные источники, которые позволяют проследить эволюцию В. И. Мамлеева как ученого — от исследований в области истории и теории права к изучению религиозной психологии. Его интересовали как процессы, характерные для религиозного сознания, так и психологические особенности перехода от веры к неверию, что подтверждается планом работы по исследованию этого явления, обнаруженным автором среди архивных документов В. И. Мамлеева и проанализированным в конце работы.