Нужно ли мусульманам изучать психологию?
Автор: Ишмурат Назирович Хайбуллин,
член Ассоциации Психологической Помощи Мусульманам
В ноябре-декабре 2019 в Индонезии (г. Джокьякарта) прошли курсы на тему «Исламская психология: от теории к практике». (Пользуясь случаем, хотим поблагодарить Ассоциацию психологической помощи мусульманам, ее председателя и сотрудников, благодаря которым стал возможным данный визит в Индонезию). Было прослушано более 90 часов различных лекций по психологическим аспектам Корана и Сунны, касающимся нрава, образования, семейных взаимоотношений, мусульманских меньшинств, самоидентификации и т.д. Услышали много нового и интересного, пришло некое понимание того, на каком уровне находится сегодня исламская мысль в сфере психологии.
Вопрос, вынесенный в название, может показаться наивным, но часто объяснение тех или иных тем стоит начинать с самой вводной части. Такой вопрос задают даже образованные мусульмане, посвятившие теологии не один год. Обычно вслед за этим следуют примерно такие рассуждения: “Ведь в Коране и Сунне и так расписана вся психология: если печально – молись и читай Коран, если проблемы с супругом/супругой – смотри хадисы о семейной жизни, если хочешь успеха – делай дуа. Да и вообще, зачем читать мысли какогого-то Фрейда, который не верил ни в какую религию? Если психология – это наука о душе, то ведь Коран уже объяснил, что мы знаем о душе лишь малую часть”.
Собирательная цитата, заключенная в кавычки, отчасти верна, но это не есть основание для вывода, что мусульманину не нужно или нельзя изучать психологию. Эта мысль не раскрывает всей сути вопроса, поэтому позвольте сначала ее прокомментировать – это поможет нам перейти и к другим пунктам. Разумеется, ни один убежденный мусульманин не спорит с тезисом, что вся мудрость мира заключена в Коране и Сунне. В этих двух великих источниках можно найти указания даже на те науки, которые обособились в отдельные дисциплины гораздо позже. Так, Коран рассказывает о звездах (астрономия), распределяет доли наследства по дробям (математика), советует формы договора (политика), разъясняет как давать в долг (торговля), повествует о древних народах и их пророках (история) и т. д. Известно, что в государствах мусульман никогда не было столкновения интересов науки и религии – более того, мусульманские врачи, химики, математики, географы и др. оставили свой неизгладимый след в мировой мысли. Но ведь известно, что наличие плодового дерева в саду не означает наличия плода на столе – его нужно сорвать. Так же и с любой наукой, основы которой даны нам священными текстами: если их не анализировать, то никакой трактат не ляжет на стол сам по себе.
Далее. Очень многие люди судят о каких-то понятиях, оперируя очень скудными исходными данными. Если мы зададим вопрос «что есть психология?», то ответов будет примерно столько же, сколько отвечающих. Распространен ответ «психология – наука о душе», но это не более чем буквальный перевод сложного (то есть образованного из двух) слова. Психология в течение своей истории понималась как наука о душе, так и наука о сознании и поведении, а Ислам также рассматривает сознание и поведение со всеми их аспектами как предметы изучения, снабжая нас инструкцией по работе над этими процессами. Да, формулировка «илля-калиль» то есть «маленькая часть» знаний (Коран, 17-85), которая доступна человеку, справедлива не только для души, но и для любых других предметов и явлений. Говоря образно, мы, люди, лишь ученики на берегу океана знаний, перебирающие ракушки, изучающие пригорошню воды доступными нам средствами и пытающиеся понять, что таит океан; но даже построив батискафы и увидев морские глубины, мы откроем только малую часть тайн. Конечно, стараться нужно максимально; благо, что даже такие сложные процессы, как сознание, воля, память и др. могут изучаться экспериментально благодаря различным средствам обработки данных, которые не были доступны предыдущим поколениям.
Причиной недооценки психологии являются и некие стереотипы, из-за которых про эту науку вспоминают лишь во время духовных кризисов, депрессий, фобий, паник и т.д. что впрочем неудивительно, ведь мозг возбуждается и реагирует на необычные явления гораздо охотнее. Хотя Ислам действительно дает рецепты и от грусти, и от семейных проблем, остается огромный пласт тем, которые ждут своих исследователей: психология управления, адаптация мусульман в странах с немусульманским населением, психологический отбор персонала (например, имамов) и т.д. Не секрет, что часто общество сталкивается и с негативными явлениями, требующими вмешательства теологов с психологическим образованием – например, работа с клиентами, попавшими или побывавшими в сектах. На каждое направление требуются опытные исследователи, имеющие на руках результаты тех или иных исследований. Но по многим вопросам российская исламская мысль в сфере психологии пока делает только первые шаги. И на сегодняшний день в некоторых кругах продолжаются дискуссии о том, как уместнее называть изыскания, о которых мы говорим – «психология Ислама», или «исламская психология», или «психология в Исламе»? Может, приживется совсем другой термин? Конечно же, пока многие используют эти определения как взаимозаменяемые, но при вдумчивом подходе и определенном контексте они могут означать разные понятия, где-то пересекаясь подобно кругам Эйлера, а и где-то и разнясь.
Затронем еще один момент, который озвучивают многие мусульмане, когда заходит речь о психологии – это известные имена исследователей, которые оставили большое наследие в том или ином направлении. Дело в том, что часто изучение кого-то или чего-то является необходимостью в том плане, что многие люди оперируют ошибочными идеями, и для их исправления нужно владеть определенным материалом. Иногда построение требует предварительного сноса. За долгий возраст психологии в нее было внесено много такого, что требует глубокого анализа: с чем-то мы можем соглашаться, что-то нужно подправлять, а что-то опровергать. (Для более полного понимания исламской позиции по отношению к различным теориям психологии рекомендуем книгу знаменитого Малика Бадри «Теория и практика исламской психологии»). Наша религия учит тому, что истину может произнести даже тот, кто ниже вас по знаниям, или даже лжец. История пророка (ﷺ) полна примеров того, как рядовые сподвижники давали ему тот или иной совет, и он принимал их, так как они оказывались верными. Так же и в нашем случае: выстраивая свои направления исламской психологии, мы неизбежно столкнемся с уже существующими теориями тех или иных явлений, и невозможно будет делать вид, что их нет. Например, как бы не нравился кому-то психоанализ, на нем выросло не одно поколение психологов, а они – наши потенциальные коллеги, ведь кто-то из них пересматривает старые взгляды, кто-то осваивает новую сферу и т. д.
Завершая статью, хотелось бы отметить, что многие современные тенденции, если они набрали оборот где-то за рубежом, наверняка дойдут и до нас. Курсы, упомянутые в начале, проходили при факультете психологии в Исламском университете, и индонезийский опыт изучения психологии через призму Корана и Сунны заслуживает особого внимания. Один из лекторов, выступивших на курсах, доктор Багус Районо является президентом Международной ассоциации мусульманских психологов (International Association of Muslim Psychologists), которая проявляет завидную активность. Книги упомянутого шейха Малика Бадри, буквально на днях признанного персоной года и удостоенного премии Ат-Таййиба Салиха в области литературного творчества, переводятся на многие языки мира и уверенно набирают популярность. Сам он прокомментировал это следующим образом: «Самое важное в этом – признание, что исламская психология вышла на мировой уровень». Действительно, наблюдая старания наших отечественных и зарубежных коллег, приходит уверенность, что некий коллективный разум давно ответил утвердительно на вопрос, с которого и началась статья.
Книгу Малика Бадри “Теория и практика Исламской Психологии” можно скачать на сайте Ассоциации.