Учебно-методическое пособие «Формирование духовной компетентности и психологической устойчивости молодежи».
Учебно-методическое пособие «Формирование духовной компетентности и психологической устойчивости молодежи» посвящено крайне актуальной теме – психологической профилактике экстремизма в молодежной среде. Этой проблеме посвящено в настоящее время большое число самых разных работ. Не повторяя ни одной из них, рецензируемое пособие отличается своей практической ориентированностью и возможностью использования в общеобразовательной школе и в среднем специальном учебном заведении.
Актуальность пособия связана с тем, что наибольшую вовлеченность в экстремистские и террористические организации демонстрируют именно молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, поскольку, по мнению ученых «эта возрастная группа наиболее чувствительна к пропаганде терроризма, имеет мало «иммунизирующих» к такой пропаганде личностных ресурсов», в частности: подверженность чужому влиянию, внушению и манипулированию; недостаточную стрессоустойчивость. «Устойчивость населения к стрессу является одним из факторов, определяющим подверженность населения страны вовлечению в
террористическую деятельность» . Снижение устойчивости к стрессу
приводит к формированию, в том числе, асоциальных установок, нарушающих взаимоотношения человека и общества. Такие люди более уязвимы к внешнему давлению и склонны к совершению противоправных поступков.
Для молодежи характерен пониженный инстинкт самосохранения; у этой возрастной категории меньше социальной ответственности. Кроме того, для подростков и молодежи характерна интернет-зависимость: 80% молодежи попадают в экстремистские организации через интернет. Для подростков свойственна романтизация и героизация противоправных и агрессивных действий. По мнению О.Е. Хухлаева и И.М. Кузнецова,«для подростков практики нарушения сложившихся общественных
норм часто являются популярными маркерами «героизма», «крутости»,мужественности и потому оцениваются как высокопрестижные».
Психологическими причинами вовлечения в террористическую деятельность являются, прежде всего, следующие: религиозно мотивированное самовозвеличивание, жажда господства над людьми; кризисные ситуации, одиночество; психологические травмы. Для современного общества характерен следующий парадокс – это сильная потребность в структурированности жизни на фоне мало чем ограниченной личной свободы. По мнению американского психиатра Г. Сухдео «Современное общество так богато альтернативами, а люди вынуждены так много из чего выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения. Они хотят, чтобы другие решали за них, а они будут следовать за ними. Часто люди готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы принести какую-то определенность в свою жизнь».
Таким образом, корни экстремизма и радикализма кроются в психологических причинах. Необходима серьезная психопрофилактическая работа по предупреждению экстремистских наклонностей у учащихся школ, молодежи и студентов. Что могут сделать психологи, учителя-предметники? Каковы основные компетенции, связанные с духовной безопасностью, которые необходимо сформировать у подростка? Авторы пособия дают свои ответы на эти и другие актуальные вопросы, и вызовы.
Учебно-методическое пособие может быть полезно самому широкому кругу специалистов, чья деятельность связана с работой с подростками и молодежью: учителям, психологам, социальным педагогам, специалистам по работе с молодежью. Материалы пособия могут быть использованы как на уроках, так и при организации внеурочной деятельности.