Резолюция III Региональной научно-теологической конференции
«ЧТЕНИЯ ИМЕНИ МУХЛИСЫ БУБИ»
«Наука о душе в помощь мусульманам»
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
22 сентября 2019 года в г. Москве прошла организованная Централизованной религиозной организацией Духовное управление мусульман Российской Федерации, Частным учреждением — образовательной организацией высшего образования Московский исламский институт, Ассоциацией психологической помощи мусульманам, Санкт- Петербургским государственным университетом при поддержке Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, Благотворительного фонда «САФМАР» III Региональной научно-теологической конференции «ЧТЕНИЯ ИМЕНИ МУХЛИСЫ БУБИ». Тема конференции «Наука о душе в помощь мусульманам».
Чтения имени Мухлисы Буби проводились в рамках торжественных мероприятий, приуроченных к 115-летию Московской Соборной мечети, 25-летию Духовного Управления мусульман Российской Федерации, 20-летию Московского исламского института, 60-летию Муфтия шейха Равиля Гайнутдина, 150-летию со дня рождения российского мусульманского общественного и религиозного деятеля, педагога и просветителя, первой женщины-казыя (судьи) Мухлисы Нигматуллиной-Буби (1869–1937).
В работе конференции приняли участие около 100 ученых, среди которых имамы, психологи, педагоги, богословы, историки, теологи, философы, исламоведы, врачи, журналисты, студенты высших учебных заведений из различных регионов России: Грозного, Казани, Магаса, Москвы, Нальчика, Нижнего Новгорода, Симферополя, Санкт-Петербурга, Уфы.
Содержание конференции было посвящено обсуждению трех основных тем:
- Роль психологического знания в работе имама
- Психологическая устойчивость религиозного деятеля
- Духовно ориентированная поддержка новообращенных мусульман
Заслушав доклады ученых и практиков, по итогам обсуждений, участники конференции приняли Резолюцию конференции.
Багдадский ученый Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди (IX в.) написал несколько работ по психологии: «О сне и сновидениях», «Первая философия», «Уничтожение печали».
Али ибн Сахла Раббанат-Табари (IX в.) в известной работе «Фирдаус аль-хикма» («Сад мудрости») подчеркивал важную роль психологических консультаций в излечении душевных расстройств. Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази (IX-X в.), которого считают медицинским гением Средневековья и труды которого были переведены на латинский язык, дал точные описания особенностей человеческого характера.
Назовем еще Ибн Баджа (XI-XII вв.); Ибн Маскавайю (X-XI вв.); мусульманского врача Ан-Найсабури (X-XI вв.), трактаты группы мусульманских ученых «Ихван ас-Сафа» («Братья чистоты» (X в.)), а также Аль-Маджуси (X в.).
Весь мир знает имена Ибн Сины (XI в.), Аль-Газали (XII в.), Ибн Баджаха (XII в.), Ибн Туфейла (XII в.), Ибн Рушда (XII в.), Фахруддина ар-Рази (XII–XIII в.), Ибн аль-Араби (XIII в.), Ибн Халдуна (XIV вв.).
К области психологии относятся трактаты ныне нередко противопоставляемых друг другу ученых Ибн Кайима аль Джаузия и Абдулькадыра Джиляни. Между разными учеными встречалась и полемика, но она проходила внутри одной науки – психологии, которую никто в Исламе не отвергал.
Утеря психологических знаний алимами и имамами в позднее Средневековье в контексте общего неблагополучия уммы привела впоследствии к ослаблению влияния мусульманских проповедников, и к росту влияния психотерапевтов и психоаналитиков, отвергающих религию. Этот процесс обусловил господство невежества, которое утверждало свои позиции в массах путем разжигания в них фанатизма и радикализма.
Создание в 2017 году Ассоциации психологической помощи мусульманам – профессионального сообщества ученых и практиков: психологов, педагогов, врачей, специалистов смежных наук – стало выражением потребности мусульманского сообщества в приобретении знаний о своей душе, в достижении психологической устойчивости личности, семьи и общества целом. Жизненно важным стало понимание причин появления у верующих радикальных мотивов и агрессивных форм поведения, механизмов попадания в экстремистские секты. И не менее важным является понимание путей и методов дерадикализации молодежи и социально-психологической и духовной реабилитации лиц, склонных к экстермизму.
Решение этих задач связано с повышением квалификации имамов в области психологии и психологов в области ислама и этноконфессиональных традиций. Для этого Ассоциация заключила договора и сотрудничает с Духовными управлениями мусульман. С Духовным Управлением мусульман Российской Федерации Ассоциация заключила соглашение о сотрудничестве 6 марта 2019 года. В рамках соглашения о сотрудничестве осуществляются различные мероприятия, среди которых, в частности, повышение профессиональной квалификации, уровня религиозных знаний специалистов-психологов и уровня психологических знаний сотрудников религиозных организаций посредством курсов, круглых столов, семинаров, научно-практических конференций.
За два года существования наряду с психологическим консультированием мусульман Ассоциацией осуществляется многоаспектная и разносторонняя деятельность: просветительская, образовательная, исследовательская, издательская. Ассоциация проводит курсы повышения квалификации имамов в разных регионах страны. Активно развиваются международные контакты с зарубежным профессиональным сообществом, прежде всего с Международной Ассоциацией исламской психологии и Международной Ассоциацией мусульманских психологов.
Наряду с позитивными примерами развития психологического знания в исламской среде мы, к сожалению, можем наблюдать участившиеся факты подмены профессиональной психологической деятельности «житейской психологией», сомнительными тренингами, проводимыми дилетантами, а нередко и просто мошенниками. Это аналог разного рода гадалок, «прорицателей» и «ясновидящих» по отношению к богословию. Обращение к так называемым «житейским» психологам приводит к отрицательным последствиям: появлению вторичной травматизации личности, что может приводить к самым тяжелым последствиям (суицидам), а в конечном счете также и к формированию негативного образа психологии в мусульманском сообществе, к дискредитации Духовных управлений мусульман, на территории которых осуществляется псевдопсихологическая деятельность. Наличие у человека, занимающегося психологическими тренингами, высшего образования и позитивного опыта работы в области психологии, педагогики или смежных областей медицины является строго обязательным! Это же условие является обязательным и для преподавания психологических дисциплин.
Для оказания квалифицированной помощи клиентам психолог-консультант, работающий с мусульманами, должен иметь знания в области исламской теологии. В настоящее время в России идет активный процесс обсуждения открытия в исламских вузах (Московском исламском институте, Российском исламском институте) магистерских программ по исламской психологии. Это будет комплексная психолого-теологическая подготовка, в которую, наряду с необходимыми психологическими дисциплинами, войдут курсы по исламской теологии, раскрывающие основы вероубеждения мусульманина, сведения о дозволенном и запретном, представления о человеке в исламе («кальб» (сердце), «нафс» (душа), «нийят» (намерение)) и многое другое. Знание Корана и хадисов поможет дать богословскую основу и подобрать необходимую аргументацию для эффективной работы с клиентом-мусульманином; сформировать психологическую устойчивость личности, используя ресурс веры.
Тесное сотрудничество и активная совместная деятельность представителей профессионального психологического сообщества и религиозных деятелей должна способствовать укреплению и поддержанию психологического здоровья мусульман.