Семинар «Психологические причины и профилактика вовлечения молодежи в экстремистские организации» в рамках проекта Московского Дома национальностей прошел 21 ноября 2018 года.
21.11.2018




21 ноября 2018 г. в Московском доме национальностей состоялся семинар на тему «Психологические причины и профилактика вовлечения молодежи в экстремистские организации» в рамках проекта «Этнокультурные коммуникации: власть и гражданское общество в многонациональном столичном мегаполисе». На мероприятии присутствовали представители территориальных органов исполнительной власти г. Москвы. Семинар открыла заместитель начальник отдела методического обеспечения и взаимодействия с НОО и ТОИВ Московского центра интеграции Л.Д. Чанглян. Она отметила, что экстремизм – одна из глобальных проблем современности, требующая особых путей решения. Вместе с тем важно учитывать, что для эффективной профилактики распространения экстремисткой идеологии необходимо иметь представление о психологических истоках этого опасного явления.
Далее Л.Д. Чанглян передала слово к.пед.н., доценту кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ФБГОУ ВО «Московский государственный психолого—педагогический университет», председателю правления «Ассоциации психологической помощи мусульманам» О.С. Павловой.
Эксперт подчеркнула, что наибольшую вовлеченность в экстремистские и террористические организации демонстрируют молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, поскольку эта возрастная группа наиболее чувствительна к пропаганде терроризма, так как имеет мало «иммунизирующих» к такой пропаганде личностных ресурсов, в частности: подверженность чужому влиянию, внушению и манипулированию; недостаточная стрессоустойчивость. Важно учитывать, что устойчивость населения к стрессу является одним из факторов, определяющим подверженность населения страны вовлечению в террористическую деятельность. Снижение устойчивости к стрессу приводит к формированию в том числе асоциальных установок, нарушающих взаимоотношения человека и общества. Такие люди более уязвимы к внешнему давлению, склонны к совершению противоправных поступков.
Для молодежи характерен пониженный инстинкт самосохранения, у молодежи меньше социальной ответственности. Кроме того, для подростков и молодежи характерна интернет—зависимость: 80% молодежи попадают в экстремистские организации через интернет. Для подростков свойственна романтизация и героизация противоправных и агрессивных действий.
Психологическими причинами вовлечения в террористическую деятельность являются, прежде всего, следующие: религиозно мотивированное самовозвеличивание, жажда господства над людьми; кризисные ситуации, одиночество; психологические травмы. Для современного общества характерен следующий парадокс – это сильная потребность в структурированности жизни на фоне мало чем ограниченной личной свободы. Современное общество так богато альтернативами, а люди вынуждены так много из чего выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения. Они хотят, чтобы другие решали за них, а они будут следовать за ними. Часто люди готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы принести какую-то определенность в свою жизнь.
О.С. Павлова выделила следующие психологические черты к портрету религиозного экстремиста: низкая самооценка, элементы расщепления личности, недостаточная личная идентичность, сильная потребность в присоединении к группе, т.е. в групповой идентификации или принадлежности; обостренное переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач; социальная изолированность и отчужденность, ощущение потери жизненной перспективы, постоянная агрессивно—оборонительная готовность.
Анализ социально—психологических причин вовлечения в террористическую деятельность позволяет наметить пути профилактической работы. К таким видам работы, прежде всего, относится создание живой действенной конструктивной идеологии, формирующей антитеррористические позиции у населения, в частности у молодежи. Это должен быть яркий, живой эмоциональный идеологический образ антитеррористической направленности. Внедряемая позитивная контртеррористическая идеология должна быть конкурентноспособной, чтобы эффективно препятствовать проникновению террористических идей. Важной частью этой работы должно быть широкое освещение истинных целей террористов и последствий их социально опасной деятельности. При этом необходимо широко использовать, прежде всего, интернет, социальные сети, то есть те средства, через которые осуществляется террористическая пропаганда и которые наиболее эффективны и востребованы в современном мире.
Вторым направлением деятельности должно стать использование социально-психологических инструментов для формирования межрелигиозного диалога и профилактики агрессивных трактовок основных утверждений мировых религий. Необходима самая широкая пропаганда ненасилия.
Еще одним важнейшим аспектом психопрофилактической работы должно стать конструирование позитивной и малоконфликтной исторической памяти. Историческая память многих народов отражает сложную и драматическую их историю в составе российского/советского государства. Нередко идеологи террористической деятельности эксплуатируют исторические обиды для наращивания конфликтного потенциала и оправдания террористических актов как методов «необходимого» и «неизбежного» возмездия. В этом аспекте чрезвычайно полезными являются различные межэтнические и межрелигиозные социальные проекты, направленные на формирование позитивного межкультурного взаимодействия народов России.
Психологическая работа с возможными предпосылками вовлечения в экстремистскую деятельность должна включать психологическую профилактику стресса, суицидальных наклонностей, внушаемости, агрессивности и других психологических проблем. Действенным механизмом психологической профилактики стресса могут стать тренинговые программы.
В заключение мероприятия представители административных округов г. Москвы задали эксперту вопросы, связанные с проведением работы по профилактике экстремизма на местах.
Источник: Московский Дом Национальностей.