Психологическая работа с детьми и родителями в кросс-культурном контексте
ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА “ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В КРОСС-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ”
2 февраля председатель правления Ассоциации психологической помощи мусульманам Ольга Сергеевна Павлова приняла участие в качестве эксперта в работе дискуссионной площадки для психологов-практиков “Психологическая работа с детьми и родителями в кросс-культурном контексте». Дискуссионная площадка была организована в рамках работы Первого Практического Фестиваля по детской психологии «Расширяя возможности» в Москве.
В современной зарубежной и отечественной психологии учет культурной специфики клиента является важнейшим аспектом достижения эффективности консультирования. В ходе дискуссионной площадки были обсуждены следующие вопросы:
• Почему так важно понимать принципы психологической работы с семьей в кросс-культурном контексте?
• Есть ли различия в семейной системе ценностей и моделях воспитания в разных культурах?
• На какие особенности воспитания и построения отношений между ребенком и родителем стоит обратить внимание психологу, работающего с мусульманской семьей? В чем принципиальное отличие? Есть ли такие особенности в еврейских и китайских/европейских семьях?
• Многие специалисты отмечают, что контакт, как правило, легче устанавливать, если ребенок, родитель и психолог близки по взглядам, экономическому статусу, полу и другим параметрам. Верно ли это утверждение про культурную принадлежность? Что делать психологу другой культурной принадлежности, работающему с мусульманскими, еврейскими, китайскими или европейскими семьями?
• На какие основные постулаты опираются психологи в работе с мусульманами?
• Если психолог работает с семьями из разных стран, возможно ли возникновение стереотипов? Как с этим справиться?
• Достаточно ли психологу знание истории и культурных ценностей своих клиентов?
• Есть ли универсальные техники, методы и направления, которые можно применить в работе с различными семьями?
• Зачастую, работая с семьями в кросс-культурном контексте, мы можем столкнуться с табуированными темами, о которых не принято говорить или упоминать. Какие темы в работе с семьей не стоит поднимать в контексте ислама?
• Насколько известно, в некоторых восточных культурах табуирована тема злости на родителей. Как быть в этой ситуации, и как работать над темой агрессии ребенка?
• В каждой культуре по-разному относятся к системе наказания и похвалы. Какие существуют культурные особенности?
• Есть ли различия в предъявляемых к ребенку требованиях со стороны родителей?
• Влияет ли пол психолога на установление контакта с одним из родителей?
• Есть ли какие-то требования к специалисту в работе семьями: язык, внешний вид, опыт работы?
Обсуждаемая тематика вызвала большой интерес среди специалистов. Было задано много вопросов, обсуждались возможности супервизии и получения специального образования. Не остается сомнений в том, что изучение кросс-культурных аспектов терапевтического взаимодействия помогает консультантам быть более точным на разных его этапах.