КОММЮНИКЕ
Второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ислам: психологическая устойчивость – основа личного и общественного благополучия»
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!



12 октября 2018 года в г. Москве прошла организованная Ассоциацией психологической помощи мусульманам (АППМ) постоянно действующая Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Ислам: психологическая устойчивость – основа личного и общественного благополучия». Тема второй конференции с международным участием: «Ислам: осознанный выбор или следование традиции?».
В работе конференции приняли участие около 100 ученых из России, Индонезии, США и Узбекистана: психологи, педагоги, священнослужители, богословы, философы, исламоведы, врачи, журналисты, этнографы из различных городов России: Грозного, Казани, Красноярска, Москвы, Назрани, Нальчика, Оренбурга, Пятигорска, Рязани, Санкт-Петербурга, Саратова, Симферополя, Уфы.
Было оглашено приветствие от Председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Муфтия шейха Равиля Гайнутдина, от Председателя Духовного управления мусульман Чеченской Республики Муфтия Салаха хаджи Межиева, от президента Международной ассоциации исламской психологии проф. Малика Бадри (г. Стамбул), с приветственным словом выступил председатель Международной исламской миссии Шафиг хаджи Пшихачев.
Прошла презентация работ проф. Малика Бадри на русском языке: «Дилемма мусульманских психологов» и «Кибер-консультирование мусульман», изданных в сборнике: «Теория и практика исламской психологии».
На пленарном заседании выступили с научными докладами:
- Багус Рионо (Bagus Riyono), доктор психологии, Президент Международной Ассоциации мусульманских психологов, профессор университета Гаджах Мада (Джакарта, Индонезия): «Якорная теория личности: духовная сторона человека»;
- Мухетдинов Дамир Ваисович, канд. полит. наук, первый заместитель Председателя Духовного управления мусульман РФ, проф. СПбГУ: «Заложники борьбы: конфронтационная логика антиколониальных движений как препятствие на пути к исламского универсализму»;
- Эми Зулайфа (Emi Zulaifah), доктор философии, заместитель декана факультета психологии, социальных и гуманитарных наук Индонезийского исламского университета; Представитель Международной Ассоциации мусульманских психологов в Индонезии (Джакарта, Индонезия) «Трудовая этика Корана с позиции “макасид”»;
- Павлова Ольга Сергеевна, доцент, председатель правления Ассоциации психологической помощи мусульманам, доцент ФБГОУ ВО МГППУ, тема: «Исламская психология: российский дискурс».
Далее работа велась в трех секциях:
1. «Ислам: осознанный выбор или следование традиции?».
2. «Психологические аспекты дерадикализации и ресоциализации приверженцев экстремистских и террористических идеологий»
3. «Основные направления и методы психологического консультирования мусульман».
После работы в секциях состоялись шесть мастер-классов: «Виртуальный анти-газлайтинг для мусульманина. Как работать с газлайтингом в соцсетях?»; «Особенности применения метода Sand art в работе с мусульманами»; «Работа со снами в технике монодрама»; «Социальная психология ислама в работе с молодежью»; «Этапы работы психолога с сильными чувствами клиента»; «Социодрама как инструмент для понимания религиозных текстов».
Заслушав доклады ученых и практиков, по итогам обсуждений, участники конференции приняли Итоговый документ и резолюцию конференции.
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
1. Понятие мусульманской идентичности в российском обществе должно быть освобождено от привнесенных извне в среду мусульман военно-политических, идеологических, социокультурных наслоений, отражающих реальности своей эпохи, включая контексты войн на Ближнем Востоке, антиколониальной борьбы и др., поскольку при механическом переносе в современный мирный контекст такое понимание своей идентичности противоречит нормам Ислама. В периоды войн прошлого и настоящего акценты делались на аятах преславного Корана, повествующих о чрезвычайных ситуациях военного противостояния, чтобы психологически воспитывать у молодежи мужественность и воинственность для победы над агрессором. Все экстремистские секты и террористические организации, использующие символы Ислама, пропагандируют это понимание мусульманской идентичности только для чрезвычайных случаев отражения военной агрессии в качестве якобы постоянной и всеобъемлющей нормы мирной жизни.
Сегодня исламская психология и педагогика должны концентрировать внимание на нормах ислама для мирного времени, которые прежде всего раскрывают для молодого мусульманина понятия милости, милосердия, справедливости, честности, верности данному слову и договору, умеренности, практике отклонения зла тем, что лучше. В целом образование и воспитание мусульманской молодежи должно руководствоваться теми нормами ислама, которые предназначены Создателем для состояния мира и
общественного согласия, для поиска мирных договоренностей между разными людьми, народами и цивилизациями.
2. Для реализации данного плана возрождения подлинно исламского сознания в контексте современности необходимо воссоздание забытых норм и практик исламской психологии («ильм ан-нафс»), которая изначально развивалась в различных течениях Ислама, но это развитие было приостановлено из-за общего кризиса в мусульманском мире в XIX – XX веках. За это время психологию стали развивать на Западе отдельно от религии, а нередко подводить под нее антирелигиозную основу.
Сегодня ученые исламского мира взяли на себя благородную миссию возрождения исламской психологии, в которой должны быть объединены исламское мировоззрение и этика с достижениями современных наук и знаниями по психологии, полученные опытным путем, в чем западная психология имеет большие практические достижения.
Создание международной Ассоциации исламской психологии и международной Ассоциации мусульманских психологов вселяет уверенность в том, что исламская психология, с одной стороны, вернётся к своим подлинным духовным истокам, а с другой преобразит и разовьёт лучшие практические достижения западной нерелигиозной психологии.
Исламская психология – это прикладная наука, в полной мере отвечающая всем требованиям и критериям науки, но использующая в своем применении методы и практики, соответствующие исламскому мировоззрению, основанному на достохвальном Коране, пречистой Сунне и знаниях ученых ислама, детально исследовавших душу («ан-нафс»), сердце («аль-кальб») и в целом внутренний мир человека.
Практическая цель исламской психологии – овладение мусульманином знаниями о своей душе, о мотивах поведения, чтобы выбор своего жизненного пути был осознанным и приносил вослед благородному Пророку (мир с ним и благословение Аллаха) благо и милость для миров.
3. Тема осознанности своего религиозного выбора и поведения особенно актуальна для неофитов в исламе из числа «неэтнических» мусульман. Новая религиозная идентичность требует от неофита резкой смены образа жизни и вступления в совершенно новые отношения, соблюдения не только исламских, но и этнических традиций. Это нередко порождает конфликты, психологические травмы, дети из таких семей также нередко пополняют «группу риска». Неофиты часто попадают не к подлинным духовным учителям, а к манипуляторам-сектантам, к вербовщикам в экстремистские организации.
К сожалению, эта тема нередко становится предметом информационных манипуляций как в СМИ, так и выступлениях отдельных чиновников. Приводятся некие цифры неофитов, ставших на противоправный путь, но при этом не приводятся ни критерии выборки, ни подтверждения научной достоверности данной статистики, в том числе: сколько всего неофитов достоверно установлено и какой именно процент от общего числа стал на преступный путь, какой процент от практикующих
«традиционных» мусульман» стал на такой же путь, и тд. Из этих манипуляций делаются подчас опасные пропагандистские выводы.
Неофиты в любой религии в силу своей специфики наиболее уязвимы для вербовщиков в сомнительные и экстремистские секты, и для мусульман в современных условиях эта уязвимость нередко приводит к трагедии. Спецификой Ислама является отсутствие в нем священно-иерархической вертикали и понятия «пастырского окормления душ» - ведущую в роль в воспитании играют «обладатели знания». Поэтому особенно важна совместная деятельность обладателей знания по теологии и психологии.
Неофит с самого начала должен получить правильные теологические знания и психологическую помощь, которая позволит ему сделать его новую веру осознанной, очистить свою душу от разного рода деприваций, травм и комплексов, мотивирующих его на антисоциальные поступки и предотвратить воздействие на него лжеисламской экстремистской пропаганды и сектантской вербовки.
4. Мы считаем, что мотивация антисоциального поведения, тем более, экстремистской деятельности находится не в сфере тех или иных теоретических положений богословских концепций, а в психологической склонности индивида решать свои внутренние проблемы за счет нарушения прав других людей, включая и право на жизнь. При этом индивид ищет оправдания таким склонностям в религии или идеологии.
Богословские концепции мировых религий такие порочные склонности осуждают. Однако нередко появляются секты, которые оправдывают и стимулируют экстремистскую мотивацию и деятельность, эксплуатируют ее в деструктивных политических целях, вербуют новых адептов.
Исходя из этого, необходимо тесное взаимодействие мусульманских теологов и психологов в системной профилактике мотивации на антисоциальное поведение и на экстремистскую деятельность.
Мусульманские психологи один год назад создали на общественных началах ассоциацию, которая большей частью на волонтерских началах проводит психологическое консультирование мусульман и их семей, способствует формированию у них психологической устойчивости и иммунитета к пропаганде антисоциальных мотивов поведения.
Считаем необходимым создание при поддержке государства центра духовно-психологической помощи с сетью региональных отделений, в котором мусульманские теологи и психологи смогут профессионально и систематически вести работу с «группами риска», с лицами и с семьями, вовлеченными в экстремистскую пропаганду. Крайне востребованной является помощь мусульманских психологов для ресоциализации мусульман, осужденных за экстремизм, и для членов их семей, для чего необходимо постоянное взаимодействие центра с психологами ФСИН.
Подобные центры созданы в ряде мусульманских странах и доказывают свою эффективность.
5. Актуальным вопросом для религиозной самоидентификации современной молодежи являются выбор между коллективистским,
консервативным, и индивидуалистическим, либеральным менталитетом. Сегодня в среде традиционно мусульманских народов коллективизм мусульман переходит от стадии спаянности, где нет места осознанности и индивидуальному выбору, на стадию связанности, союзничества, в которой общий план действий слагается из конструирования индивидуальных поступков с последующим согласованием. Тем самым, осознанность выбора среди мусульманской молодежи в целом растет. По своей природе, по мнению ученых, исламское сознание является «акцентированно-индивидуалистическим», поэтому общее развитие цивилизации и уровня образования самих мусульман скорее приближают их к изначально заданному архетипу.
РЕЗОЛЮЦИЯ
1. Выразить благодарность Правлению АППМ за большой объем работы, проделанный за год по развитию Ассоциации, за популяризацию идей исламской психологии, включая издание полезной и важной специальной литературы, за консультирование коллег в регионах России, проведение курсов повышения квалификации имамов, создание сайта и группы в социальной сети Интернета, за организацию и проведению данной конференции. Считать необходимым продолжить эту работу.
2. Выразить благодарность Фонду поддержки исламской культуры, науки и образования за помощь и содействие в вышеозначенной деятельности и в проведении данной конференции.
3. Обратиться к Администрации Президента РФ с предложением рассмотреть вопрос создания при поддержке государства центра духовно-психологической помощи с сетью региональных отделений, в котором мусульманские теологи и психологи смогут профессионально и систематически вести профилактическую работу с «группами риска», работу с лицами и с семьями, вовлеченными в экстремистскую пропаганду, содействовать ресоциализации мусульман, осужденных за экстремизм, а также в целом заниматься психологическим консультированием мусульман и их семей.
Психологическое консультирование мусульман в Центре должно опираться на научные подходы, в связи с чем необходимо предусмотреть в создаваемом Центре научно-исследовательскую и редакционную лабораторию, деятельность которой будет направлена на исследования в области психологической помощи мусульманам, а также осуществление переводов иностранной специальной литературы. Необходимо предусмотреть организацию и проведение курсов повышения квалификации для психологов, работающих с мусульманами.