Психологические размышления об эмоциональной жизни пророков
Psychological Reflections on The Emotional life of Prophets
Психологические размышления об эмоциональной жизни пророков
16 мая в рамках совместного проекта Международного Института Исламской Мысли и малазийского института «Даруль Ихсан» «Интеллектуальные дискуссии онлайн» прошла встреча с профессором Маликом Бадри, признанным специалистом в области исламской психологии. На встрече присутствовало более 650 слушателей из разных стран мира: Индонезии, Сингапура, Таиланда, Пакистана, Турции, Узбекистана, Японии, Нигерии, ЮАР, Катара, Австралии, Боснии и Герцеговины, Кении, Бангладеш, Танзании, Индии, Судана. Слушателями дискуссии также были специалисты из России, в том числе, члены Ассоциации Психологической Помощи Мусульманам.
Эмоции пророков
Встреча была посвящена обсуждению эмоциональной жизни пророков. Тема была выбрана не случайно. В рукописи уже готова книга профессора, посвященная этой теме.
В Коране ясно прослеживается, что пророки были посланы Всевышним, имели высокие индивидуальные различия в своей эмоциональности. Но они были людьми. Так в чем же заключаются особенности их эмоций, аффективной стороны, чувств?
Аллах сделал нас рабами, не только имеющими только рациональность и сознание, но и имеющими сердце и чувства.
Известно, что любой психологический феномен имеет три аспекта: когнитивный аспект, практический или поведенческий аспект, аффективный или эмоциональный аспект. Профессор предлагает добавить к ним четвертый аспект – духовный.
Поклоняясь Аллаху, мы используем размышление, однако чувства также имеют больше значение.
Существует хадис, очень четко раскрывающий эти четыре аспекта:
«В один из дней, когда мы были рядом с посланником Божьим, — говорит ‘Умар, — неожиданно пришел человек в необычайно белой одежде, цвет волос его был абсолютно черным (как смоль), он не был похож на путника [ни на одежде, ни на волосах не было ни пыли, ни дорожной грязи, словно он спустился с небес]. Никто из нас не знал его. Человек напрямую подошел к Пророку и сел перед ним так близко, что их колени соприкоснулись. Кисти рук он положил себе на бедра и попросил:
— О Мухаммад, сообщи мне, что есть Ислам?
— Ислам — это свидетельство (шахада) о том, что Творец Един и я — посланник Божий; это совершение [обязательной] молитвы; выплата закята, соблюдение [обязательного] поста в [месяц] Рамадан и паломничество в Мекку, если человек в состоянии туда отправиться, — ответил Пророк.
— Ты прав, — утвердительно заключил путник.
Присутствовавшие удивились, — продолжает ‘Умар, — с одной стороны, спрашивает, а с другой — подтверждает правоту.
— Сообщи мне о том, что такое Иман? — вновь вопросил незнакомец.
— Иман — это вера в Аллаха (Бога, Господа); вера в [существование] ангелов; вера в Священные Писания [низведенные Моисею, Иисусу, Мухаммаду и все те, что были ранее, о коих ведомо только Богу], вера в [истинность миссий] посланников Божьих; вера в [неизбежность] Судного Дня и вера в аль-кадар, как добра, так и зла.
— Ты прав, — подтвердил незнакомец. — А что такое аль-Ихсан?
— Аль-Ихсан — это когда ты поклоняешься Богу подобно тому, как будто видишь Его. Конечно же, ты не видишь Его, но Он ведь видит тебя, — ответил пророк Мухаммад.
— Сообщи мне о Конце Света, — попросил незнакомец.
— Тот, кого спрашивают, знает об этом не больше спрашивающего [мне известно об этом не больше, чем вам].
— Тогда сообщи мне о его признаках.
— Рабыня родит свою госпожу; и увидишь ты босых, нагих и нищих [духовно] пастухов овец [бывших ранее таковыми] соревнующимися в строительстве высоких зданий».
‘Умар продолжил: «После этого [пришедший из ниоткуда] человек удалился. По прошествии некоторого времени пророк Мухаммад обратился ко мне: «Ты знаешь, кто это был?» Я ответил: «Аллаху и посланнику Его [тебе, о Пророк] лучше знать». Он (да благословит его Господь и приветствует) пояснил: «Это — ангел Джабраил (Гавриил), пришедший [в облике человека] для того, чтобы обучить вас религии вашей»
Иман – это когнитивная составляющая, информация, которую должен знать каждый, имеющая свое выражение в акыде. Её можно сравнить это с фундаментом, основой, краеугольным камнем.
Говоря об Исламе, пророк говорил о практическом, поведенческом аспекте – совершении молитвы, соблюдение поста.
Ихсан, по мнению профессора, однозначно не поведенческий и не когнитивный аспект. Это вопрос сердца, эмоциональной составляющей.
Ихсан содержит два важных элемента – элемент духовности и эмоциональный элемент. Ихсан содержит такой аспект как хушу (покорность, смирение, почтительность, благоговение).
«Без любви вы не можете быть хорошим мусульманином»
Серьезным и частым заблуждением становится мысль, что в Исламе не существует Любви, а существует только следование (иттибаа). Это неверное утверждение. В Исламе следование неотрывно от любви. Об этом нам говорит следующий аят:
Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (3:31)
Абсолютная любовь (к пророку, к Аллаху) является необходимым условием имана.
Сообщается, что Абдуллах бин Хишам сказал: «(Однажды, когда) мы находились в обществе Пророка, который держал за руку Умара бин аль-Хаттаба. Умар сказал ему: “О, Посланник Аллаха, поистине, я люблю тебя больше всего иного, кроме самого себя!” (На это) Пророк сказал: “Нет, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (не станет вера твоя совершенной), пока не станешь ты любить меня больше самого себя!” Тогда Умар сказал ему: “Поистине, сейчас я люблю тебя больше самого себя!” — и Пророк сказал: “Сейчас, о ‘Умар!”» (Бухари)
Этот эмоциональный аспект необходим для полноты имана.
Чем пророки отличаются от нас в эмоциональном плане?
Профессор Малик Бадри предлагает нам задуматься об эмоциях в общем. Как мы можем категоризировать их?
Существуют эмоции, которые мы испытываем потому, что мы живые люди. Существуют также такие эмоции, над которыми мы не можем размышлять, они появляются внезапно, им подвержены мы все – они быстрые, и не могут быть обдуманы рационально.
В Коране мы находим подтверждения тому, что в проявлении такого типа эмоций пророки не отличаются от нас. Реакция может быть такой же, различается лишь только возвращение к обычному состоянию.
По словам Всевышнего Аллаха, пророк Давуд обращался к Аллаху каждый раз в каждом своем деле. Приводится случай, когда во дворце Дауда появились два человека. Говорит Всевышний: «Дошла ли до тебя весть о тех, кто затеял тяжбу и перелез через стену молельни?» (38:21). В это время Дауд находился в молельне, где поклонялся Всевышнему Аллаху, но эти люди вошли к нему, хотя двери были закрыты, и были незамечены охранниками, чему Дауд очень удивился и испугался. Это были два ангела в человеческом обличии, Микаил и Джабраил.
Впервые получив откровение, пророк Мухаммад был испуган. Профессор Малик Бадри называет такой вид страха рефлексивным.
В Коране мы также можем увидеть пример пророка Мусы. Всевышний Аллах приказал ему: «Брось его [посох], о Муса!». Он бросил, и посох превратился в змею, которая поползла (20: 17 – 20). Муса, не зная, что происходит, бросился бежать. Только потом, услышав слова Аллаха: «Подойди и не бойся, ибо ты из тех, кто в безопасности», он вернулся обратно.
К подобным эмоциям относится не только страх, но и гнев.
Пророк тяжело переживал убийство Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба, эмоции грусти сменялись гневом, пророк клялся в большей мере отомстить противникам. В тот же момент ему снизошел следующий аят: «Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых» (16:126).
Можно сказать, что в своем гневе пророк проявлял себя как человек, но после этого, с помощью Аллаха, он снова вернулся к состоянию пророка.
Такую же реакцию, например, может вызвать внезапное чувство боли, и в хадисах есть пример, когда из-за внезапно причиненной боли реакция пророка была подобна реакции обычного человека, или чувство внезапного счастья, подобное счастью сподвижника Мухаммеда Джафара, который услышал от пророка следующие слова:
«Ты похож на меня нравом и внешностью».
Второй формой эмоций, по мнению профессора Бадри, являются обдумываемые эмоции, относимые к рациональному плану. В этом плане пророки сильно отличаются от обычных людей.
Однажды к пророку пришли люди, угрожающие ему убийством. Не испугавшись их, он ответил:
«Воистину, я уповаю на Аллаха, моего Господа и вашего Господа. Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол. Воистину, мой Господь — на прямом пути» (11:56).
Однажды, во время переселения пророка, язычники подобрались так близко к пещере, где он скрывался, что Абу Бакр, сопровождающий его, мог видеть подошву их обуви над собой. Его переполнил страх за Пророка. Он прошептал: «Посланник Аллаха, если они посмотрят вниз, то увидят нас». Пророк Мухаммад ответил: «Абу Бакр, что ты скажешь, если нас двое, а третий с нами Господь?». В этом случае, пророк испытывал эмоции, присущие посланнику Аллаха.
Мы можем сказать, что в аспекте осознаваемых эмоций, пророки сильно отличаются от людей.
Следующим важным типом эмоций является тот тип, который отличает Исламскую психологию от западной. Мусульмане верят, что существуют благие деяния и злые деяния, добрые люди и злые люди.
Здесь возникает вопрос о психопатии, которая с точки зрения исламской психологии может рассматриваться как зло, и быть причислена не к болезням, а к преступным деяниям.
Также мы можем разделить и эмоции. Добрые, позитивные эмоции, мотивирующие людей совершать благие поступки: терпение (сабр), милосердие (рахма), благоговение перед Всевышним (хушу). Такие эмоции заложены в пророках изначально.
В Коране есть следующий аят: «Ты можешь погубить себя от скорби по их следам (скорбя о том, что они отворачиваются от истины), если они не уверуют в это повествование?» (18:6). Пророк Мухаммад всеми силами стремился наставить людей на прямой путь. Он делал все возможное для достижения этой цели, радовался, когда люди обращались в правую веру, и огорчался, когда они отдавали предпочтение неверию и заблуждению. Все это свидетельствовало о его сострадании и заботливом отношении к людям.
Пророки не имеют негативных эмоций. Существует такое качество присущая всем пророкам, как «исмат» – непогрешимость, непорочность, чистота и добродетель.
Среди участвующих в дискуссионном клубе были специалисты в области психологии, которые выразили желание поблагодарить спикера за его выступление, рассказать о своем опыте и задать вопрос.
В частности, клинический психолог, доктор Сафия Абдель Азиз (Австралия) отметила баланс, который соблюдали пророки в проявлении своих эмоций. В своих рефлексивных эмоциях они поступали как обычные люди, но, ведомые Аллахом, они компенсировали это множеством другим поступков, возвращаясь к состоянию и эмоциям, присущим Божьим посланникам.
Профессор Абдул Фадль Мохсин Ибрахим (Университет Квазулу-Натал, ЮАР) особо отметил проблему, с которой сталкивается мусульманская молодежь. Она заключается в том, что, воспитывая детей и подрастающее поколение в духе ислама, современные мусульманские родители делают большой уклон на Аллаха, как наказывающего, и мало уделяют должного внимания аспекту любви Аллаха и любви к Аллаху в Исламе. Молодые люди, воспитанные в преобладающей идее о том, что Аллах посылает наказания, становятся более подверженными влиянию экстремистских сект. Отношения со Всевышним не могут быть построены исключительно на страхе наказания, любовь является важнейшим элементом построения и укреплениях этих отношений. Также профессор указал на то, что существует множество хадисов, через которые пророк учит верующих контролировать свои эмоции.
Доктор Сельвира Драганович (Международный Университет Сараево, Босния и Герцеговина) также отметила важность такого элемента, как любовь, и необходимости рассмотрения его при работе с клиентами мусульманами. Многие из клиентов, с которыми работала сама доктор, испытывали проблемы с выражением любви, считая, что Ислам не приветствует выражения подобных эмоций. Она выразила благодарность профессору Малику Бадри за то, что он затронул тему психопатии и выразила свое согласие с ним по этому вопросу.
Присутствующие также отметили высокую способность пророков к рефлексии и эмпатии. Безусловно, Божьи Посланники и их эмоциональная жизнь служит большим примером для верующих.
В заключении была обсуждена тема своего рода «глушения» незападных достижений в науке.
В качестве примера, был задан вопрос, считает ли профессор, что классификация ВОЗ его вклада в систематическую десенсибилизационную терапию Вольпе под рубрикой “Традиционная медицинская практика” может являться проявлением евроцентричности. Профессор Малик Бадри считает, что современная западная психология все чаще сталкивается со необходимостью обращаться к традиционным аспектам, религиозным и духовным аспектам. Также он отметил стремительное развитие и актуальность кросс-культурной психологии.
Полная запись дискуссии доступна по ссылке, а также на Ютуб канале Ассоциации в плейлисте «Семинары».