Психологические причины и профилактика вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность
Psychological reasons and prevention of involvement of youth in extremist activity
Комплексный, междисциплинарный характер проблемы экстремизма требует привлечения к ее решению профессионалов: юристов, политологов, специалистов в сфере общественной безопасности, религиоведов и, конечно же, психологов. Каждая наука рассматривает это сложное явление со своей точки зрения, наполняя представления о его характере новыми смыслами. В ходе изучения данной проблематики наряду с экстремизмом изучаются также явления радикализма и терроризма, при этом нередко эти понятия рассматриваются как синонимы.
Экстремизм, как социально-психологическое явление, изучен недостаточно, на что указывают отечественные психологи [1, 13, 17, 20]. Сложность его изучения может быть связана, по мнению ряда зарубежных ученых [22], с определенной политизированностью явления. Правовая оценка экстремизма дана в Федеральном законе № 114–ФЗ от 25 июля 2002 г. [18], в котором описываются экстремистские действия, но нет описания сути явления. Традиционное определение экстремизма [14] дается через такие понятия, как «крайний, чрезмерный», или как приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике). Однако данное определение не раскрывает сути явления; при этом важно понимать, что в российском обществе отсутствует единое понимание экстремизма [21]. Проведенные социально-психологические исследования это доказывают [8].
Ограничимся в рамках данной статьи рассмотрением экстремизма как социально-психологического явления. С точки зрения В.В. Гриценко и Н.В. Муращенковой, экстремизм «является типом девиантного поведения, проявлением кризиса идентичности» [9, c. 340], разновидностью зла и насилия, так как экстремистская идеология допускает насилие для решения своих целей и задач; при этом насилие представляется как единственный способ решения проблем. Психологический анализ экстремизма характеризует его как проявление агрессии и интолерантности. В качестве фактора, запускающего экстремизм, психологи рассматривают ксенофобию, то
есть боязнь «чужого».
Авторы, основываясь на анализе различных психологических подходов к экстремизму, дают свое, обобщенное определение этому явлению: экстремизм «представляет собой вид насилия, целенаправленное преднамеренное агрессивное поведение личности (речевое или деятельное) по отношению к другому человеку или социальной группе, связанное с нарушением базового чувства доверия к миру, мотивированное идеологией личного превосходства, нетерпимостью и ксенофобией к объекту насилия» [9, c. 345].
Наибольшую вовлеченность в экстремистские и террористические организации демонстрируют молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет (в среднем 80% участников организаций экстремистского толка составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет [7]), поскольку, по мнению экспертов,«эта возрастная группа наиболее чувствительна к пропаганде терроризма, так как имеет мало «иммунизирующих» к такой пропаганде личностных ресурсов» [3, c. 170]. Для молодежи характерна подверженность чужому влиянию, внушению и манипулированию; недостаточная стрессоустойчивость.
Важно учитывать, что устойчивость к стрессу является одним из факторов, определяющим подверженность вовлечению в террористическую деятельность [2]. Снижение устойчивости к стрессу приводит к формированию, в том числе, асоциальных установок, нарушающих взаимоотношения человека и общества. Такие люди более уязвимы к внешнему давлению и склонны к совершению противоправных поступков.
Для молодежи характерен пониженный инстинкт самосохранения; у нее меньше социальной ответственности. Кроме того, для подростков и молодежи характерна интернет-зависимость: 80% молодежи попадают в экстремистские организации через Интернет, недаром современную молодежь называют «онлайн-молодежь» («youth go online») [24]. На представленном рисунке видно, каков механизм вовлечения в экстремистские сообщества молодежи, в зависимости от типа преимущественного использования Интернета.
Чем шире спектр активности молодежи в Интернете, тем, по мнению авторов, повышается риск вовлечения в экстремистскую
деятельность. Важно помнить, что для подростков свойственна романтизация и героизация противоправных и агрессивных действий. По мнению О.Е. Хухлаева и И.М. Кузнецова, «для подростков практики нарушения сложившихся общественных норм часто являются популярными маркерами «героизма», «крутости», мужественности и потому оцениваются как высокопрестижные» [6, c. 110]. Поэтому необходимо быть крайне внимательным в отборе материала, используемого в качестве профилактики какой-либо
противоправной деятельности, в том числе экстремисткой. Специалист, в обязанности которого входит профилактика каких-либо негативных явлений среди подростков и молодежи, должен быть осведомлен о психологических особенностях подросткового возраста и внимательно относиться к отбору материала и методов его донесения до молодежи, чтобы не послужить невольно причиной интереса молодых людей к экстремистской деятельности или к употреблению наркотиков.
Молодые люди с заниженной самооценкой через участие в экстремистских организациях реализуют себя как «героя», способного изменить мир [4]. Интересно, что по данным отечественных психологических исследований, гипертрофированные представления о себе как «мессии», призванном установить новый общественный порядок, проявляются в эмпирических исследованиях у 69% молодежи [19]. При рассмотрении экстремизма, радикализма и терроризма нередко можно встретить определение «религиозный». Чаще всего мы можем увидеть словосочетание «исламский радикализм». Однако нужно понимать, что причиной вовлечения в экстремистскую деятельность является не религиозная доктрина как таковая, а ее ошибочно, либо намеренно искаженная трактовка экстремистами. Поэтому речь должна идти о «религиозно мотивированном экстремизме»/радикализме. В данном контексте
интересным взглядом на проблему религиозно-мотивированного экстремизма является точка зрения французского исламоведа О. Руа, который рассматривает процесс радикализма религиозности в исламе не как радикализацию ислама, а как исламизацию радикализма [23].
Проведенные нами исследования показывают [11], что рост выраженности религиозной идентичности у мусульманской молодежи не приводит к повышению неприязни к другим национальностям. Религия здесь может играть роль «фонового» фактора, ведущие причины межгрупповой неприязни лежат в иной плоскости. Как отмечает С.В. Рыжова, «риски этнической и конфессиональной нетерпимости порождаются не верой, а трактовкой религиозным сознанием острых социальных противоречий и проблем» [15].
Психологическими причинами вовлечения в террористическую деятельность являются, прежде всего, следующие: религиозно мотивированное самовозвеличивание, жажда господства над людьми; кризисные ситуации, одиночество; психологические травмы.
Для современного общества характерен следующий парадокс – это сильная потребность в структурированности жизни на фоне мало чем ограниченной личной свободы. По мнению американского психиатра Г. Сухдео, «Современное общество так богато альтернативами, а люди вынуждены так много из чего выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения. Они хотят, чтобы другие решали за них, а они будут следовать за ними. Часто люди готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы принести какую-то определенность в свою жизнь» [16]. В этом смысле экстремистские организации, предлагающие своим адептам жесткий порядок, деление мира на «своих» и «чужих», «простое» решение сложных проблем,
являются с этой точки зрения «весьма привлекательными», так как они жестко структурируют жизнь своим адептам, задавая им цели и правила поведения, снижая возможность выбора.
В своих публикациях Е.В. Орел выделяет следующие психологические черты к портрету религиозно мотивированного экстремиста [10]: низкую самооценку, элементы расщепления личности (диссоциативные расстройства), недостаточную личную идентичность, сильную потребность в присоединении к группе, т.е. в групповой идентификации или принадлежности; обостренное переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач; социальную изолированность и отчужденность, ощущение потери жизненной перспективы, постоянную агрессивно-оборонительную готовность.
Таким образом, вовлечение молодежи в экстремистскую деятельность и участие в ней связано с психологическими проблемами и особенностями личности и теми психологическими технологиями пропаганды, которые используются в экстремистских организациях.
Анализ социально-психологических причин вовлечения в экстремистскую деятельность позволяет наметить пути профилактической работы.
К таким видам работы, прежде всего, относится, по мнению А.А. Кисельникова, создание живой действенной конструктивной идеологии, формирующей антитеррористические позиции у населения, в частности у молодежи. Это должен быть «яркий, живой эмоциональный идеологический образ антитеррористической направленности» [3, c. 170]. Внедряемая
позитивная контртеррористическая идеология должна быть конкурентоспособной, чтобы эффективно препятствовать проникновению террористических идей. Важной частью этой работы должно быть широкое освещение истинных целей террористов и последствий их социально опасной деятельности. При этом необходимо широко использовать, прежде всего, Интернет, социальные сети, то есть те средства, через которые осуществляется террористическая пропаганда и которые наиболее эффективны и востребованы в современном мире.
Вторым направлением деятельности должно стать и использование социально-психологических инструментов для формирования межрелигиозного диалога и профилактики агрессивных трактовок основных утверждений мировых религий. Необходима самая широкая пропаганда ненасилия. В этом процессе важнейшую роль должны играть такие социально-психологические области знаний, как психология межкультурных коммуникаций, психология религии, в частности ислама. На наш взгляд, преподавание этих дисциплин студентам в вузах способствует пониманию механизмов зарождения экстремистской пропаганды и вовлечения в нее
людей, а соответственно будет способствовать формированию устойчивого барьера и иммунитета против симпатий к подобной идеологии и деятельности.
Еще одним важнейшим аспектом психопрофилактической работы должно стать конструирование позитивной и малоконфликтной исторической памяти. Историческая память многих народов отражает сложную драматическую их историю в составе российского/советского государства [12]. Нередко идеологи террористической деятельности эксплуатируют исторические обиды для наращивания конфликтного потенциала и оправдания террористических актов как методов «необходимого» и «неизбежного» возмездия. В этом аспекте чрезвычайно полезными являются различные межэтнические и межрелигиозные социальные проекты, направленные на формирование позитивного межкультурного взаимодействия народов России.
Поскольку корни экстремизма и радикализма кроются в психологических причинах, необходима серьезная психопрофилактическая работа в образовательных учреждениях. Осуществляющие ее психологи должны обладать советующими компетенциями, в частности этнорелигиозной компетенцией, то есть иметь представления об этнических и религиозных факторах в формировании личности и уметь использовать это в своей работе. На эти знания в своей профессиональной деятельности опирается Ассоциация психологической помощи мусульманам 98. Специалистами Ассоциации подготовлено учебно-методическое пособие для системы образования − «Формирование духовной компетенции и психологическойустойчивости молодежи» 99, которое включает в себя два основных раздела: теоретические подходы и методические рекомендации по профилактике идей радикализма и экстремизма, преступлений против личности,общества и государства. 98 http://islampsiholog.ru.xsph.ru/ 99 http://islampsiholog.ru/wpcontent/uploads/2018/09/Metod-Posobie_AIP_PRINT2.pdf
Как уберечься от вовлечения в экстремистскую организацию? Специалисты предлагают следующие конкретные советы:
- Имейте в виду, что экстремистская миссия часто прикрывается иными целями. Необходимо понять истинные цели организации, которые очень часто могут быть скрыты.
- Помните, что неожиданное радушие, выказываемое вам вашими новыми знакомыми, не всегда является проявлением искреннего благорасположения: это «бомбардировка любовью». Типичные примеры подобного общения: «Неужели никто не говорил вам, что вы так умны!»; «В жизни не встречал более здравомыслящей девушки!»;
- Узнайте, что действующие члены организации думают о ее бывших членах? Приходилось ли им когда-нибудь серьезно говорить с бывшим членом и выслушать от него причины, по которым он ушел из организации? Если нет, то почему? Неужели организация не позволяет вам общаться с покинувшими ее людьми? При этом важно понимать, что для экстремистов все покинувшие их
члены – враги, изменники и предатели. Все секты внушают своим членам страх перед ними, делая все возможное, чтобы они держались подальше от критиков организации и от ее бывших членов. Хотя некоторые опытные вербовщики могут на ваш вопрос ответить вам: «Да, конечно, некоторые мои близкие друзья ушли от нас», но если вы попросите их рассказать вам об этом поподробнее, вы вновь увидите, что вам лгут. Уместно спросить: «Какие причины они приводят, обосновывая свое решение уйти из вашей организации?» и «Ну и что, теперь, когда они ушли от вас, считают ли они себя более счастливыми, чем раньше?» Мало какой вербовщик сможет вам вразумительно ответить на эти вопросы. - Назовите три вещи, которые вам не нравятся в вашей организации и в ее руководителе. Лучший способ проверить, находится ли человек под воздействием контролирования сознания – проверить, осталась ли у него способность к критическому восприятию окружающего. Внимательно наблюдайте за сектантом, когда вы задаете ему предлагаемый вопрос. Он как бы запнется и несколько мгновений будет выглядеть ошарашенным. Когда он все-таки соберется с мыслями для ответа, вряд ли он сможет сказать вам что-либо конкретное. Это и «естественно», потому что сектантам запрещено не только высказывать, но и в мыслях допускать критические замечания о своей организации и ее руководителе.
Психологическая работа с возможными предпосылками вовлечения в экстремистскую деятельность должна включать психологическую профилактику стресса, суицидальных наклонностей, внушаемости, агрессивности и других психологических проблем. В свою очередь, психологическая профилактика стресса должна способствовать формированию разнообразных копинг-стратегий 100 и расширению их репертуара, а также Копинг-стратегии – стратегии, которые используются, чтобы совладать со стрессами, и, в общем случае, с психологическими трудными ситуациями обыденной жизни.
Возможности их эффективного использования. Действенным механизмом могут стать тренинговые программы, направленные на формирование проблемно-ориентированного и эмоционально-ориентированного копинга [2, c. 160]. Таким образом, поскольку основными причинами вовлечения в экстремистскую деятельность являются психологические причины, то и профилактика экстремизма/радикализма должна обязательно включать содержательную психологическую составляющую. При этом сам психолог,
осуществляющий данную деятельность, должен иметь соответствующие компетенции для ее осуществления.
Литература
1. Баева Л.В. Молодежный экстремизм в условиях современного кризиса культуры//2000–2010 годы: эволюция и генезис структуры социально-политических отношений в России и за рубежом./Под ред. Д.П. Пискарева. Том 2. М.: «Авантитул», 2010. С. 143–147.
2. Величковский Б.Б. Диагностика уровня индивидуальной устойчивости к стрессу как фактор снижения террористической опасности//Материалы Четвертой международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 30–31 октября 2008 г. Том 1. Материалы
пленарных заседаний. Материалы Первой всероссийской научно-практической конференции «Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма». М.: МЦНМО, 2009. С. 157–162.
3. Кисельников А.А. Профилактика терроризма с помощью социально-психологического инструментария//Материалы Четвертой международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 30–31 октября 2008 г. Том 1. Материалы пленарных заседаний. Материалы Первой всероссийской научно-практической конференции «Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма». М.: МЦНМО, 2009. С. 168–173.
4. Корнилова О.А. Маргинальная личность как предпосылка формирования студенческого экстремизма: автореф. дис … д-ра психол. наук. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2012. 43 с.
5. Кружкова О.В., Воробьева И.В., Никифорова Д.М. Психологические аспекты вовлечения в экстремистские группировки молодежи в среде интернет//Образование и наука. 2016. № 10 (139). С. 84.
6. Кузнецов И.М., Хухлаев О.Е. Риски межнациональной конфликтности в образовательных учреждениях Москвы//Социальная психология и общество. 2014. № 2.
7. Меркурьев В.В., Агапов П.В. Криминологическая характеристика преступности, связанной с организацией экстремистского сообщества//Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 1. С. 26–35.
8. Муращенкова Н.В. Структура социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 12(20). URL: http://sisp.nkras.ru/eru/issues/2012/12/murashchenkova.pdf (дата обращения:19.08.19).
9. Муращенкова Н.В., Гриценко В.В. Экстремизм как социально-психологическое явление//Человек и гражданин в системе безопасности. DOI: 10.7256/2073–8560.2014.2.10881
10. Орел Е.В. Исламский терроризм в свете психологии религии: возможные направления исследования//Материалы Четвертой международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 30–31 октября 2008 г. Том 1. Материалы пленарных заседаний. Материалы Первой всероссийской научно-практической конференции «Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма». М.: МЦНМО, 2009. С. 119.
11. Павлова О.С. Религиозная идентичность и этнонациональные установки мусульманской молодежи Северного Кавказа//Религии и радикализм в постсекулярном мире/С. Амгар, А.М. Ахунов, И.Л. Бабич и др.; Под
ред. Е.И. Филипповой и Ж. Радвани. – М.: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Горячая линия – Телеком, 2017. –326 с. – Серия «Российско-французский диалог». С. 153–171.
12. Павлова О.С. Чеченский этнос сегодня: черты социально-психологического портрета. М., 2013. С. 512.
13. Решетников М.М. Психопатология героического прошлого и будущие поколения//Прикладная психология. 1998. № 4 С. 36–42.
14. Российский энциклопедический словарь/Гл. ред. А.М. Прохоров. М.:Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2000. Т. 2. 1023 с.
15. Рыжова С.В. Православная идентичность в гражданском обществе: ресурсы и риски становления//Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. 1 CD-ROM. М.: РОС, 2012. С. 2549–2557. URL: http://www.isras.ru/files/File/congress2012/part16.pdf/
16. Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект. (Корпоративные тайны тех, кто любит Господа профессионально). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/sekta.htm
17. Соснин В.А., Нестик Т.А. Современный терроризм: Социально-психологический анализ. М.: Институт психологии РАН, 2008. 240 c.
18. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. №114–ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». URL: http://141 base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148972 (дата обращения: 19.08.19).
19. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления.//Социс. 2008. № 5. URL:http://www.isras.ru/files/File/Socis/2008–05/zubok_chuprov.pdf (дата обращения: 18.08.19).
20. Экстремизм и его причины/Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: Логос, 2011.288 с.; и другие.
21. Яхъяев М.Я. Феномен экстремизма: методологические проблемы исследования//Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия «Политология и социология». 2011. № 1 (5). С. 14–20.
22. Coleman Peter T., Bartoli Andrea. Addressing Extremism. Position paper New York: Columbia University, The International Center for Cooperation and Conflict Resolution, 2003. P. 2.
23. Roy Olivier. Jihad and Death: The Global Appeal of Islamic State. Oxford. Oxford University Press. 136 p.
24. Wakefield M. A., Rice C. J. The Impact of Cyber-Communication on Today’s Youth//Professional Counseling Digest. 2008. Р. 8.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Павлова Ольга Сергеевна – доцент ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», председатель правления Ассоциации психологической помощи мусульманам, кандидат педагогических наук, доцент.
Аннотация. В статье дается краткий анализ психологических причин вовлечения личности в экстремистскую деятельность. Особое внимание уделяется рассмотрению причин, способствующих радикализации и вовлечению в экстремистскую деятельность подростков и молодежи. На основе анализа литературы и результатов социально-психологических исследований раскрываются основные направления психопрофилактической работы и практические рекомендации по ее проведению, в частности, в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: психологические причины, профилактика экстремизма, религиозно мотивированный радикализм.
Abstract. The article provides a brief analysis of the psychological reasons for the involvement of the individual in extremist activities. Particular attention is paid to addressing the causes of radicalization and involvement of adolescents and young people in extremist activities. Based on the analysis of literature and the results of social and psychological research, the main directions of psychoprophylactic work and practical recommendations for its implementation, in particular in educational institutions, are revealed.
Keywords: the psychological reasons, extremism prevention, religious motivated radicalism.