Душевное спокойствие – залог здоровья
По лекциям М.С. Муратова для КЦ «Дар»
В настоящее время тема здоровья не сходит с уст, и причина этого – стремительно распространяющаяся пандемия коронавируса. Возникающее волнение может сказаться на психологическом состоянии человека. А психологическое состояние, в свою очередь, повлиять на физическое состояние, на здоровье.
Повод для беспокойства, действительно, имеется. Статистика зараженных растет каждый день. Даже в развитых странах пандемия распространяется стремительно. Эпидемию коронавируса можно назвать первой эпидемией, транслируемой онлайн. Это явление влечет за собой как положительные факторы, так и отрицательные. С одной стороны, отслеживание эпидемии в онлайн режиме, когда мы можем увидеть, что происходит в других странах, ввергает в шок и поражает людей. С другой стороны, оно дает время подготовиться к ситуации, получить больше информации о ней, о её опасностях и последствиях.
Крайности в восприятии событий
Можно пронаблюдать две крайности в отношении коронавируса: с одной стороны, беспечность в отношении пандемии, с другой стороны – паника, раздувание, различные слухи и страхи, связанные с ними.
Беспечность и пренебрежение методами защиты и профилактики ведет к росту заболеваемости и увеличению смертности.
Нужно подчеркнуть, что принятие различного рода превентивных мер во время пандемии полностью соответствует сунне Пророка и исламскому вероучению: пророк запрещал покидать город, в котором идет эпидемия.
Другая крайность – паника и повышенный стресс – разрушает иммунитет. Страхи и фобии могут вызывать психосоматические заболевания. Ослабленный иммунитет хуже противостоит инфекциям и болезням. Обычно стресс может быть вызван отсутствием достоверной информации, отсутствием осведомленности об определенном алгоритме действий, которые человек может предпринять для защиты себя. В сегодняшней же ситуации мы обладаем знаниями о том, что происходит, и какие меры профилактики нужно принимать. 19 марта Российские ученые расшифровали полный геном коронавируса, началась разработка вакцины. Эпидемиологами разработаны рекомендации, как следует себя вести.
Восприятие коронавируса и Ислам
Религия Ислам является религией золотой середины. Между двумя вышеупомянутыми крайностями – паникой и беспечностью – взвешенность и ответственность. Необходимо помнить, что позитивный душевный настрой повышает устойчивость организма к заболеваниям. Душевное спокойствие – это великий дар Аллаха, получить который можно ценой целенаправленного совершенствования себя и своего отношения к миру.
Верующим мусульманам необходимо воспринимать распространяющуюся угрозу как временное испытание. Посланник Аллаха сказал: «Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе и в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов». Очень важно сохранять терпение и спокойствие.
Также важно понимать свою ответственность по отношению к окружающим, по отношению к своей семье. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем (присматривающим) за домом своего мужа и его детьми. (Итак,) каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству (аль-Бухари 5200, Муслим 1829)»
Ислам предписывает уважительно относиться к старшим, беречь своих родителей, помогать пожилым близким, соседям, так как они находятся в наибольшей опасности. Помощь нуждающемуся близкому – богоугодное дело. Помогая другим, мы помогаем себе, человек должен быть социально активным, это также соответствует духу ислама. А ведь в хадисе Пророка говорится: «Аллах помогает Своему рабу, пока тот помогает своему брату» (см. «Сунану Тирмизи», № 1425)».
Ошибочно мусульманин может воспринять распространение вируса и отразившиеся на нем каким-либо образом последствия как наказание за что-либо. Посланник Аллаха сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это (что-нибудь) из его грехов (Бухари, Муслим)».
У Ислама существует две опоры: богословская и материальная. С одной стороны, необходимо соблюдать рекомендации врачей и эпидемиологов. С другой стороны, необходимо изучить пример Пророка. Он уповал на Аллаха, однако всегда поступал аккуратно и разумно. Он создавал причины, а Аллах посылал ему победу.
Как пережить изоляцию?
Карантин дает нам время и возможность побыть с семьей, заняться самосовершенствованием, увеличить личное поклонение. Размышления над происходящим помогут найти в сложившейся ситуации свои положительные стороны.
Свободное время в семье можно провести в изучении Корана, правил таджвида, индивидуальном поклонении.
- Чтение Корана успокаивает, вызывает комфортное психологическое состояние. Когда человек читает Коран, по правилам чтения (таджвиду), он упражняет речевой аппарат, сочетая это с глубоким вдохом, что является своего рода дыхательной гимнастикой.
- Увеличение актов индивидуального поклонения. Промывание носовых ходов и полоскание горла, очищение рук и лица, являющиеся частью обязательного для совершения молитвы омовения, совпадают с рекомендациями эпидемиологов. А процесс совершения самой молитвы имеет свои психологические аспекты:
- Внутренний покой. Совершая молитву, разговаривая с Богом, человек выходит из состояния суеты, дистанцируется от информационной перегруженности, особо проявляющейся в нынешней непростой ситуации. Человек, верующий в Аллаха и Его Всемогущество, разговаривая с Ним, совершая омовение перед молитвой, получает успокоение, приобретает внутренний покой.
- Структурирование времени. Мусульманин, совершающий индивидуальную молитву (пятикратно, в соответствии с положением солнца), коллективную молитву (еженедельно), соблюдающий пост в Рамадан (ежегодно), входит в определенный жизненный цикл, гармонизируя себя с окружающим миром.
- Смирение. Совершение молитвы требует «хушуа» – особого состояния наполненности мыслями об Аллахе и смеренное, спокойное состояние тела. Достижению такого состояние способствует осознание произносимого, его значения и происхождения. Осознавание происходит от искренности, а искренность – это та энергия, которая запускает каждое дело, является мерилом, показывающим, насколько оно ценно. Физиологами доказано так называемое состояние молитвенного бодрствования. Молитва вызывает измененное состояние сознания, в котором происходит гармонизация внутреннего состояния человека. В этом состоянии человек меньше чувствует боль, больше склонен к размышлению, восприятию информации
- Сплочение. Большое беспокойство у мусульман вызывает отсутствие возможности совершать коллективные молитвы. В ситуации эпидемии эта мера является необходимой. Отсутствие возможности посещения мечети можно восполнить совершением коллективной молитвы вместе с семьей. Совершение такой молитвы помогает сплотить семью, посвящение времени занятию общим делом – самое ценное, что есть в воспитании.
В ситуации стремительного распространения опасного вируса необходимо помнить, что мольбы, обращенные к Всевышнему, должны сопровождаться принятием профилактических мер. Человек создает причины, а Бог посылает ему победу.
Об авторе: Марат Спартакович Муратов – член Ассоциации Психологической Помощи Мусульманам, врач-психиатр, аспирант РГСУ. В 2004 году у автора вышла книга «Психотерапия в намазе».